Луций Лактанций

О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений

Скачать

Луций Лактанций
   - О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений

В настоящем томе сочинений христианского латинского апологета IV века Лактанция (ок.250 - ок.325 г.), одного из самых интересных мыслителей раннего христианства, современника Константина Великого, публикуются его малые произведения: "О творении Божием", "О гневе Божием", "О смерти гонителей" и "Эпитомы Божественных установлений". В этих сочинениях Лактанций, полемизируя с язычниками, поднимает важнейшие вопросы христианского мировоззрения: о природе человека, о Божественном промысле в мире, об истории и возможности спасения. Сочинения Лактанция дают представления о развитии христианской мысли в первые века ее существования, об отношении христианских апологетов к античному наследию. Сам Лактанций был преподавателем риторики в Никомидии и обратился в христианство около 300 г., после чего перенес немало испытаний, пока в 316 г. император Константин не сделал его воспитателем своего сына. Тон сочинений Лактанция, этого замечательного апологета древности, миролюбив и спокоен. Ровное изящество его стиля не исключает, впрочем, твердости, и, как хорошо видно на примере его трактата "О смерти гонителей", этот мягкий человек был вполне способен на гнев. Его же обычный тон ничем не напоминает тон памфлетиста, весьма распространившийся к тому времени. Как отмечают некоторые следователи, "Лактанций идет своей дорогой с легкостью и не спеша, без устали объясняя и комментируя, словно на досуге, истину, которую он полюбил, наслаждаясь чистым и постоянно обновляющимся счастьем быть христианином. Это очень привлекательная сторона произведений Лактанция, и остается лишь пожалеть, что с чистотой его сердца не соединилась чистота разума. Полный обыденного здравого смысла, который ничто не может в нем поколебать, он способен ради того, чтобы остаться верным, не слышать голоса рассудка. Лактанций - метафизик в такой же мере, в какой и ученый, но он редкостный свидетель изумления, которое испытывали многие язычники перед религией, вера которой высоко возносит религию над философией... Лактанций нашел истину в христианской вере; он счастлив и хочет, чтобы все были счастливы, как он. Для этого достаточно быть христианином".

Для специалистов, занимающихся исследованиями в области патристики, основного богословия (православной апологетики), догматического богословия, нравственного богословия общей церковной истории, религиоведения, христианской философии психологии, а также для всех интересующихся историей древней Церкви и становлением христианской догматики. Издание может быть рекомендовано в качестве дополнительного учебного и научного материала по курсу основного богословия (апологетики) - для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.